РУ | EN
Притяжение Андре Лабана
28 мая 2014, Новости
Дмитрий Щепетнов дарит Андре Лабану альбом фотографий об экспедиции Общества на острова Финского залива

Дмитрий Щепетнов дарит Андре Лабану альбом фотографий об экспедиции Общества на острова Финского залива

Основоположник подводной живописи презентовал свою книгу на русском языке.

В Штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге состоялась встреча с Андре Лабаном – инженером легендарного судна «Каллипсо», художником и аквалангистом.

Мэтр появился в Штаб-квартире ровно по графику, который, в течение всей недели его пребывания в России, был очень плотным и насыщенным: не менее двух встреч с публикой в день, не считая съемок на телевидении, поездка в Саранск на Международный детский фестиваль "Подводный Мир" и многое другое.

В ожидании своего кумира зрители с большим интересом рассматривали удивительные картины мастера и живопись его российского последователя Дениса Лотарева.

Работы Андре Лабана, написанны под водой

Работы Андре Лабана, написанные под водой

Вечер начался с презентации, рассказывающей о жизненном пути и творчестве Андре Лабана. Как заметил Виталий Сычев, профессор Российского государственного гидрометеорологического университета: «Я попробую вам рассказать об одном из первых операторов команды Кусто, одном из известнейших людей в мире, о существовании которого, мы зачастую не все знали, хотя увидели подводный мир его глазами с помощью технических новинок, придуманных им».

Виталий Сычев, профессор Гидромета с презентацией о жизни и творчестве легендарного акванавта

Виталий Сычев, профессор Гидромета с презентацией о жизни и творчестве легендарного акванавта

На большом экране появлялись кадры знаменитого «ныряющего блюдца» – мини-субмарины, сконструированной Лабаном в 1959 году, самые ответственные моменты работы подводного дома «Преконтинент – 3», в котором несколько акванавтов в течение 20 дней жили и работали на глубине 100 метров. И, конечно же, фрагменты с самим художником в акваланге, рисующим морские глубины.

О картинах и источниках вдохновения

Самая оптимальная глубина, на которую я погружаюсь, когда пишу картины – 15 - 20 метров, главным образом, из-за света и необходимости делать остановки при подъеме. За созерцание глубины мы платим, поднимаясь…

История выпускника марсельской школы химии, попавшего по объявлению на борт «Каллипсо» и оставшегося там на двадцать долгих лет, полна удивительных приключений и открытий. «Когда Кусто спросил меня, что я умею делать, я ответил – ничего! Тогда он сказал: «Ты оказался в нужное время и в нужном месте», - вспоминает Лабан.

Андре Лабан на встрече в Штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге

Андре Лабан на встрече в Штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге

По заданию командора молодой инженер стал разрабатывать различные технические решения для организации съемок под водой. Так, бокс для 35-миллиметровой камеры, придуманный Лабаном, применялся при съемках фильма «Мир безмолвия» (1959). Впоследствии фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и «Оскара» в Голливуде. Навыки, которые инженер-химик приобрел, снимая на глубине, позволили ему стать продюсером и сорежиссером нескольких серий «Одиссеи команды Кусто».

О финансировании съемок фильма и подводных исследованиях

До съемок «Мира безмолвия», удостоенного «Оскара», "Золотой пальмовой ветви", мы называли наше состояние как «время тощих коров». Только после мирового признания фильма мы получили деньги, на которые стали строить «ныряющие блюдца».

В 1965 году начался самый важный этап по испытанию плавучего дома на глубине 100 метров вблизи Монако. Программа «Преконтинент» (Континентальный шельф) своей целью ставила освоение пространства материковой отмели вплоть до максимальных глубин. Первый и второй этапы программы осуществлялись в 1962 и 1963 годах на глубине 11 метров. В первом случае акванавты провели под водой вблизи Марселя 7 дней, второй раз эксперимент длился месяц, но уже в Красном море в специально построенной подводной деревне. Как говорит сам Лабан: «Пожалуй, время «Преконтинента – 3» – пик моей карьеры». Тогда он руководил французским центром подводных исследований, а основная идея эксперимента заключалась в исследовании возможностей человека, длительно пребывающего на глубине 100 метров с выполнением монтажных работ и эксплуатацией аппаратуры, используемой на морских месторождениях нефти и газа.

Андре Лабан отвечает на вопросы

Андре Лабан отвечает на вопросы

Эксперимент прошел успешно, и именно тогда, покидая подводный дом, Лабан обратил внимание на то, какой непередаваемый цвет открывается человеческому глазу. С тех пор подводная живопись стала главным увлечением Лабана после его ухода от Кусто. За сорок лет творчества художник написал несколько сот картин, многие из которых хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, но большинство работ автор дарит своим друзьям, которых у него очень много…

Автограф-сессия продолжалась полтора часа

Автограф-сессия продолжалась полтора часа

 О последнем погружении в море

– Извините за нескромный вопрос: когда и в каком возрасте Вы погружались в море последний раз?
– Вопрос не такой уж и не скромный, последний раз я погружался в море в прошлом году, - ответил 85-летний Андре Лабан.

Встреча с Андре Лабаном стала своеобразным подарком для его поклонников и единомышленников. Вечер все никак не мог закончиться, потому что не иссякали вопросы и поток желающих подписать книгу «Притяжение синевы» у самого автора. Уставший, но признательный мэтр поблагодарил всех за внимание и интересные вопросы, а организаторы встречи от Русского географического общества выразили надежду на то, что член команды Кусто будет теперь частым гостем в стенах Общества.

Текст и фото: Татьяна Николаева

Русское географическое общество