РУ | EN
Праздник фотографии на "Золотой черепахе"
4 марта 2014, Новости
В Петербурге прошли традиционные мастер-классы ведущих российских фотографов.

В День природной фотографии, который проводится вот уже шестой раз в рамках Международного конкурса "Золотая черепаха", нам удалось поговорить с некоторыми из ведущих мастер-классов и, можно сказать,  увидеть лицо современного российского фотографа-натуралиста.

Павел Греков: «Хочется, чтобы  люди поняли: животные – не враги»

Павел Греков рассказал о методах приручения зверей и съемке с предельно близких расстояний. Мастер-класс, который он вел, назывался «Близкое знакомство. Как стать «своим» среди диких зверей». После выступления автор поделился размышлениями о назначении природной фотографии.
Павел, как давно Вы увлекаетесь природной съемкой?
– Снимать природу начал еще в раннем детстве, когда мне исполнилось  10 лет и у меня появилась  первая камера. Дикая природа всегда манила меня, жил и учился я в городе, но все свое свободное время проводил на природе. Меня интересовала и увлекала жизнь лесных обитателей, целыми днями я пропадал в лесу, наблюдая за ними, с огромным интересом читал книги о животных. С тех пор прошло уже больше 30 лет, но съемка диких животных остается моей главной страстью в жизни.

– Как оцениваете конкурс, конкуренцию? Какие Ваши работы попали в финал?
– «Золотая черепаха»  стала конкурсом мирового уровня и масштаба.  Конкуренция на «Черепахе» сейчас очень большая, сильное влияние оказывают иностранные фотографы – в финале их в этом году в полтора раза больше, чем российских. В финал в этом году прошли три моих работы: «Мир глазами зубра» стала победителем в категории «Звери», работа «Уходи, тебе говорят, это мое болото!!!» была отмечена как лучший юмористический кадр, работа «Атака зубра»  стала лауреатом в категории «Звери».
На мастер-классе вы рассказывали о способах стать «своим» для животного. Но не может ли это быть опасно для животного – ведь, привыкнув к человеку, зверь может довериться и браконьеру?
–  Есть такой момент. Но близкая работа с зубрами-кабанами велась в заповеднике, там проблем с браконьерством нет. В других местах эта проблема, конечно, есть, но все-таки звери так долго живут в соседстве с человеком, что научились определять, с кем имеют дело. Я рассказывал о том, как при появлении другого человека, даже заслышав его за сто метров, животное, спокойно находящееся в непосредственной близости со мной, тут же убегает. Животные все понимают.
– В каких местах любите работать больше всего?
– Я  много путешествую за границей, но снимаю дикую природу в большинстве случаев дома,  мой стиль работы с животными возможен только в России. За границей все это делается намного проще,   за деньги, но близкий контакт с животным для иностранного фотографа в этом случае невозможен. Там все сделано цивильно – специальные дорожки, решетки. Вы находитесь в безопасности, но рядом стоит рейнджер (лесник, егерь. – Прим. ред.) и нет свободы. Все кадры получаются одинаковыми – тысячи фотографов снимают одно и то же. Это неинтересно, неоригинально, нет свободы творчества.
Ваши любимые объекты съемки?
– Больше всего люблю снимать зверей. У меня есть мечта – снять все виды зверей, обитающих в нашей Центральной России, сделать большую выставку, показать людям, как прекрасна наша природа и ее обитатели.

Какие главные сложности возникают в работе?
–  Съемка диких животных в нашей стране, конечно, сложна, трудоемка и требует серьезной подготовки, как теоретической, так и технической, начиная с серьезных познаний в биологии и заканчивая умением ездить по любому бездорожью. Важна также подготовка фотографического оборудования, экспедиционной техники и, конечно, опыт экспедиционной жизни в любое время года, в любом месте.
Как думаете, что движет людьми, которые отправляются снимать зверей в места, где не ступала нога человека?
– Думаю, именно общение с животными – близкий непосредственный контакт, понимание самого животного, желание понаблюдать, понять его и показать другим – это и движет.
Какие бы дали советы начинающим в природной фотографии?
– Самое главное – терпение. В первые годы успехов будет совсем немного – бесконечные наблюдения, изучение повадок, попытки, неудачи. Только когда нарабатывается опыт и собственная база, когда понимаешь, в какой сезон куда надо ехать, какое поведение у зверя именно в эту фазу, тогда начинает приходить успех. Учитесь наблюдать, но делайте это тактично, не причиняя вреда животным, ведь наша главная цель – это не столько красивые кадры, сколько желание сохранить и защитить природу.

Петр Шпиленок: «Вдохновляет чистота в сердцах»
После своего мастер-класса «Технические средства для дистанционной съемки на службе у фотографа дикой природы» Петр Шпиленок, лауреат конкурса «Золотая черепаха’8», рассказал о собственных проектах и увлечении съемкой.
– С чего началось увлечение фотографией?
– Мой отец, сколько я  его помню, занимается фотографией, и одно из первых, что я поднял в детстве, были камера и штатив. С пяти-шести лет я уже ходил по лесу вместе с отцом, помогая ему с установкой техники, поэтому мое косвенное участие в фотографии случилось уже очень давно. После окончания школы учился в Санкт-Петербургском государственном университете на юридическом факультете, на кафедре охраны окружающей природной среды – я решил, что это будет лучшее образование, чтобы в дальнейшем посвятить себя этому делу. Четыре года я проработал в оперативной группе по борьбе с браконьерством  в Кроноцком заповеднике.  Захотелось самому, несмотря на предложение кабинетных должностей, ощутить, что такое настоящая работа. Сумасшедшие переходы через горы, патрулирование территорий, задержания,  погони – самые яркие приключения случились в этот период. Тогда фотография стала дополнительной страстью, которая помогала выдерживать нелегкие условия. Помимо отчетной репортажной съемки было время поснимать природу – в периоды «затишья», когда ты становишься обычным инспектором.  И  снимок, ставший лауреатом «Черепахи», снят как раз на кордоне. После я уволился из заповедника и сейчас, помимо фотографии, пытаюсь разобраться, как соединить современные технологии и охрану природы. Наша с друзьями фирма занимается этим направлением, экотехнологиями, проектами по внедрению возобновляемой энергии. Уже есть интересные результаты, я вижу реальный природоохранный эффект, и это ободряет.

– Расскажите немного о проектах, что уже удалось сделать?
– В прошлом году удалось полностью обеспечить  возобновляемой энергией несколько кордонов Кавказского заповедника. Мы не просто устанавливаем то оборудование, что имеется на рынке, но и из опыта работы стараемся понять, каким инспекторам какие системы нужны. Дорабатываем стандартное оборудование так, чтобы система, например, сама заводила генератор, выключала, когда потребуется, то есть была полностью адаптирована. Проекты есть также на Байкале, в Хакасии, и есть положительные результаты от использования наших образцов. На Байкале, например, установили веб-камеру на искусственном гнезде орлана. В реальном времени можно зайти на сайт и посмотреть, как высиживаются птенцы, как они растут – и не навредить птице, пугая ее. Нет никакой антропогенной нагрузки. Некоммерческий проект осуществляем в Хакасии – работаем над адаптацией модели беспилотника под нужды заповедника.
Если вернуться к фотографии – что в фотосъемке вызывает у Вас особенный интерес?
–  Сейчас сложно сфотографировать что-то новое, идет сплошь повторение тех снимков, что были на «Золотой черепахе»  и раньше. Конкурс проводится в восьмой раз, но мы видим фактически все то же, многие звери уже сняты-пересняты, становятся «пресными». Для меня фотографировать интересно все, где есть связь человека и объекта съемки, где есть возможность раскрывать и познавать через объектив то, что снимаешь. Не могу сказать, что есть любимый вид или животное. Ты снимаешь любое животное, даже простую букашку, и там целый мир, бесконечность. Фотографировать интересно все – и животных, и ландшафты. Нравится находить гармонию вокруг себя, показывать ее людям, и я не могу выделить что-то конкретное. Интересно фотографировать виды, находящиеся под угрозой исчезновения. Это возможность показать людям ту хрупкую грань, на которой находится этот вид, и, может быть, внести хоть самый маленький вклад в его защиту. Для меня большая честь снимать «краснокнижные» виды.
Кто и что вдохновляет Вас в природной фотографии?
– В первую очередь, сама природа: когда ты выходишь не выспавшийся, видишь красоту раннего утра – и у тебя получается передать ее в снимке. Что-то получается, даже малая доля того, что есть в голове – и это уже настолько мощное вдохновение, что ты не можешь остановиться. Есть замечательные путешественники – я вырос, например, на фильмах Жака-Ива Кусто. Конечно же, вдохновляет мой отец, его биография – это фотопроект длиною в жизнь. Вдохновляют люди, с которыми работал – партнеры по опергруппе, те, кто работают не за деньги и славу, а за то, чтобы дом для животных оставался домом для животных. Вдохновляет чистота в их сердцах. Там, где главное не деньги – ну какие деньги, если зарплата меньше 20 тысяч, – а сознание, что если не ты, то никто. Вдохновляют конкурсы – видишь, сколько всего прекрасного, видишь новые творческие ходы. Каждый раз находится что-то, что потрясает.
Что посоветуете начинающим фотографам природы?
– Самое главное – стремление быть исследователем мира. Не зацикливаться на технических средствах, а заниматься именно познанием. Фотограф открывает мир.  Он должен быть не только творцом, но и биологом-исследователем. Это важно, в том числе и для того, чтобы не навредить природе. И самое главное – это очень интересно. Когда вы начинаете изучать и исследовать, вы видите природу совсем по-другому – и тогда у вас получается сделать на шаг дальше, чем тому, кто гонится за эффектной позой, схваткой. Конкуренция в фотографии сейчас очень большая. Тот, кто не изучает повадки животного, которое снимает, неизменно проигрывает. И, конечно, надо любить свое дело, и уметь терпеть – без терпения ничего не сделать.

Мастер-класс лучших фотографов-натуралистов в рамках Дня природной фотографии VIII Международного конкурса «Золотая черепаха»  продолжался более пяти часов при полном аншлаге. За это время мероприятие посетило порядка 300 человек любителей природной фотографии.
Выставка «Золотая черепаха» продлится до 18 мая в «Лофт Проекте Этажи» (Лиговский проспект, 74).

Текст: Екатерина Абрамова
Фото: Павел Греков, Петр Шпиленок, Сергей Кузнецов

Русское географическое общество